Надувные лодки: от каучука до ПВХ

Надувные лодки: от каучука до ПВХ

Конец декабря 1952 года. Пляж острова Барбадос. Молодой французский врач Ален Бомбар перешагнул через борт своей надувной лодки…
Пересеченная за 65 дней Атлантика осталась позади. Как и скепсис множества людей морских и неморских профессий относительно надежности надувных лодок. Представление о том, что надувная лодка пригодна лишь для рыбалки на сонной Луаре было навсегда разрушено. Производство и продажа надувных лодок резко пошли вверх.

И действительно, где еще найти такой судостроительный материал, который бы обеспечивал и прочность и малый вес, да еще при этом был бы так дружелюбен к человеку? Далеко не каждое «жесткое» судно отважится причалить к необорудованному или каменистому берегу. Способность принять на борт больше груза, существенная экономия топлива и большая скорость под мотором, комфорт для любителей рыбалки и дайвинга – эти качества надувных лодок оставили их «жестким» сестрам узкую специализацию: быть предметами роскоши.

Эти суда на протяжении полутора столетий называли «резиновыми». Что, впрочем, соответствовало истине, хотя правильнее их было бы называть «воздушными» — ведь основной конструкционный материал – воздух.
Первым конструктором, решившим использовать воздух и резину в качестве судостроительного материала, был некий англичанин Хэнкок. В 1839 году он изготовил резиновую надувную лодку для десяти гребцов. Чуть позднее, в 1846 году, фирма «Макинтош», при участии того же Хэнкока снабдила арктическую экспедицию сэра Джона Франклина резиновой лодкой весом около 40 кг. По сравнению с традиционными деревянными шлюпками, это надувное судно казалось пушинкой!

Вскоре появились «лодка-плащ», «лодка-ранец»… Конструкторы и изобретатели по достоинству оценили свойства нового материала и придумывали все новые и новые компактные плавсредства. В брошюре «Спорт во все времена», изданной в Петербурге в конце  19 века, описывалась резиновая надувная лодка с приклеенными к днищу сапогами. К сапогам, в свою очередь, были приклеены лопатки из резины, которые при интенсивном шевелении ногами отгибались, благодаря чему лодка с рыбаком двигалась в нужном направлении. Особенно восхищался автор брошюры, способностью данного судна преодолевать мелководье. Пассажир просто шагал по дну, придерживая лодку на уровне талии за специальные лямки.

В двадцатые годы прошлого столетия, надувные резиновые лодки, наконец-то обрели привычный сегодня внешний вид. Конструкторы озадачились совершенствованием отдельных узлов. Были созданы простые и надежные воздушные клапаны, которыми и по сей день оснащаются надувные лодки. Появились оригинальные решения по использованию внутреннего пространства баллона для размещения грузов и снаряжения. С помощью жестких закладных деталей, совершенствовались ходовые качества.

Огромное влияние на развитие надувных лодок оказало изобретение Оле Эвинрудом подвесного мотора. Они были созданы друг для друга! И уже в конце тридцатых, американцы путешествовали от водоема к водоему, имея в багажнике своего «бьюика» надувную резиновую лодку и подвесной мотор.

Многими фирмами строились парусные надувные лодки. А по изготовлению гребных надувнушек «впереди планеты всей» был Советский Союз, где выпускалось более половины мирового производства резиновых лодок! И тем не менее, советские магазины требовали надувных лодок еще больше.

Кроме туристов, рыбаков, и прочей «отдыхающей» публики, неоспоримые достоинства надувных лодок оценили спасательные службы. Моментальное приведение в рабочее состояние, возможность сбрасывания с самолета и безопасность подъема спасаемых на борт – надувные лодки вошли в снабжение береговых служб сначала Франции и Италии, а затем и остальных стран.
Известный ученый Жак-Ив Кусто, также не смог отказать себе в удовольствии пользоваться в экспедициях самым удобным водным транспортом. На надувных лодках совершалось множество по-настоящему экстремальных экспедиций: по африканским рекам через континент, в верховья Амазонки, неоднократно пересекались океаны…
С 1986 года, в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море, все грузовые и пассажирские суда оснащаются дежурными надувными шлюпками.

С конца 80–х годов, вместо легкоуязвимой и довольно быстро изнашивающейся прорезиненной ткани, оболочки лодок начинают делать из полностью синтетической ткани с покрытием из поливинилхлорида (ткань ПВХ).
Теперь надувные лодки избавились от ряда недостатков свойственных прорезиненным тканям, таким как чувствительность к влажности, перепадам температуры, ультрафиолетовым лучам.
Кроме того, надувные лодки из ткани ПВХ легче своих резиновых предшественниц. Повышенная прочность ПВХ- ткани позволила добиваться исключительных ходовых характеристик на полностью надувных судах – лодках петербургской компании «Флагман».
Благодаря уникальным качествам  лодки из ПВХ тканей, стали серьезно конкурировать с «жесткими» лодками и на спортивных дистанциях. С недавнего времени Международный Водно-моторный союз (UIM) выделил надувные моторные лодки в отдельный класс, имеющий свои чемпионаты Европы и Мира, которые проводятся в Санкт-Петербурге.

Сегодня, Петербург может по праву считаться «надувной» столицей России. Производство и продажа надувных лодок в Петербурге – динамично развивающийся бизнес, где каждый день появляются новые ноу-хау, как в конструкции лодок, так и в технологии их производства.
Молодая компания «Флагман» — яркий пример производства, смело эксперементирующего с материалами и технологиями. Поэтому в магазине надувные лодки «Флагман» не задерживаются.

Edit