Моторные лодки. Что вы хотели знать о надувных моторных лодках, но стеснялись спросить

Моторные лодки. Что вы хотели знать о надувных моторных лодках, но стеснялись спросить

Надувные моторные лодки выпускаются уже более 70 лет. Идеальная устойчивость на курсе, прекрасное поведение на волне, незначительная инерция и малый радиус циркуляции, благодаря чему лодка разворачивается практически на «пятке», — эти качества принесли надувным моторным лодкам заслуженную популярность среди рыбаков, любителей водного спорта, спасателей, туристов.

За прошедшие годы выработались общие конструктивные решения, исходя из которых, производились резиновые моторные лодки. Эти же решения были взяты за основу для выпуска надувных моторных лодок из ПВХ.

Жесткий транец

Главной особенностью надувной лодки рассчитанной для эксплуатации под мотором является наличие у нее жесткого транца (жесткой пластины по всей ширине лодки в корме). Задача транца – воспринимать статические нагрузки от веса подвесного мотора и выдерживать нагрузки динамические, возникающие при непосредственной эксплуатации надувной лодки: от упора винта, вибрации, поворота румпеля мотора, реверсирования. На заре производства надувных резиновых моторных лодок часто использовали вкладные транцы: в карман из ткани вставлялся жесткий фанерный транец. Сейчас такое конструктивное решение можно увидеть разве что на самых малых лодках. Современные надувные мотолодки, например «Флагман», рассчитанные на моторы средней мощности, имеют, вклеенный транец, соединенный с бортами посредством эластичных профильных элементов. Для удобства регулировки наклона гребного вала мотора, транец расположен не строго вертикально, а с некоторым уклоном верхней кромки в корму. В нижней части транца находится сливной шпигат, через который на ходу удаляется вода из лодки.

Баллоны лодки

Баллоны надувных моторных лодок – их «борта». Они состоят из нескольких герметичных отсеков, благодаря чему обеспечивается непотопляемость судна. Чтобы лодка не теряла форму при пробое какого-либо отсека, перегородка делается конусообразной или сферической. Благодаря этому она вытягивается в сторону отсека с меньшим давлением. Более прогрессивными можно считать продольные перегородки. Они не искажают форму баллона в поперечном направлении, но значительно сложнее при изготовлении, что сказывается на цене лодки.

Кормовые оконечности баллона, выступающие за транец надувной моторной лодки, выполняют несколько функций: создают дополнительную подъемную силу при выходе на глиссирование, поднимают корму при движении с попутной волной, дополнительно защищают двигатель. При этом, следует признать архаикой конусообразные окончания баллонов. Более прогрессивное решение можно увидеть на надувных моторных лодках «Флагман»: там оконечности баллонов выполнены со скосом к днищу, что позволяет им работать как транцевым плитам.

Воздушные клапаны надувной лодки должны быть приспособлены для стравливания воздуха в случае интенсивного нагрева на солнце. Поэтому они должны находиться в пределах досягаемости из кокпита.

Подуключины

Надувная моторная лодка хоть и не предназначена для длительных переходов под веслами, обязательно имеет подуключины. При выборе лодки стоит обратить внимание на их конструкцию. Нужно отказаться от покупки лодки с уключинами в виде эластичных петлеобразных элементов: выгрести против течения или даже слабой прибойной волны на такой лодке невозможно. Качественные подуключины на надувной лодке практически не отличаются по конструкции от подуключин классической «жесткой» лодки.

Ручки для переноски

Для переноски надувной моторной лодки предусматриваются ручки. Следует обратить внимание, что зазор для руки в них должен быть не менее 120х30мм. Расположены ручки, должны быть попарно в носу и корме, на уровне транца. Неплохо, если есть дополнительная пара ручек в районе миделя (середины лодки).

Рым

Рым — стальное кольцо для буксировки лодки должен быть расположен в носу, на нижней стороне баллона (но не на днище!). На лодках «Флагман» он может выполнять и роль дополнительной ручки.

Спасательный леер

По наружному периметру надувной лодки обязателен спасательный леер толщиной не менее 8 – 10 мм. Большим плюсом будет наличие леера внутри лодки: особенно если предполагается использовать лодку в условиях больших скоростей и на волнении.

Пайолы

На протяжении многих лет основной проблемой надувной моторной лодки было обеспечение продольной жесткости. Чаще всего ее обеспечивали установкой жестких пайолов из фанеры, пластика или алюминия. Однако, при всех плюсах такого конструкционного решения, оно имело и ряд существенных недостатков. Под вкладными пайолами скапливалась вода и грязь, фанера набухала от влажности, а кромки протирали оболочку лодки. Кроме того, вкладные пайолы достаточно громоздки и при хранении лодки занимают дополнительное место.

Надувное дно

Более прогрессивными конструкциями, на сегодняшний день являются надувные днища с заданной при раскрое материала формой.
Весь модельный ряд надувных моторных лодок «Флагман» сконструирован именно с такими надувными днищами. С этими лодками можно познакомиться поближе в нашем магазине.